изучаем японский язык

Искусство чаепития в Японии

Чай стал завоевывать популярность в начале 14 века, когда из Китая была заимствована игра под названием Точа (чайное состязание). Это было развлечение для гостей, когда после нескольких выпитых чашек чая, выращенного в различных районах, гости должны были определить, в какой из них был чай, выращенный в лучшем чайном районе. Тем, кто угадывал, давали призы. По мере того, как игра входила в моду, началось процветание чайных плантаций, особенно в районе Удзи около Киото, где до сих пор выращивается чай лучшего качества. В последствие Точа превратились в более степенные встречи людей, на которых призы уже не выдавались, что более соответствовало вкусам японцев.

Этот скромный напиток мастера чайной церемонии, посвятившие себя Чадо — «Пути Чая», возвели в ранг искусства, обогатившего японскую культуру.

Выдающийся деятель культуры и политики своего времени Сэн Рикю (1522-1591) обобщил основные принципы «Пути Чая» с помощью четырех иероглифов: ва, кэй, сэй и дзяку. Ва значит «гармония», гармония в отношениях между людьми, гармония человека и природы, гармония предметов для чая и манеры их использования. Кэй означает «уважение». Уважение оказывается людям и предметам, оно исходит из искреннего чувства благодарности за само существование. Сэй значит «чистота» и подразумевает и физическую, и духовную чистоту. И, наконец, дзяку означает «покой» или «душевный покой», который приходит с претворением в жизнь первых трех принципов. Чайную церемонию отличает простота, скромность, непритязательность во всем, естественность. Рикю описывал церемонию следующими словами: «Приготовьте чашку вкусного чая; уложите угли так, чтобы они нагревали воду; расставьте цветы так, как они растут на лугу; летом создавайте прохладу, зимой — приятную теплоту; подготовьте все заранее; будьте готовы к дождю и уделяйте максимум внимание тем, кто составляет вам компанию». Церемония превратилась в подобие сценария пьесы, где каждый знает свою роль и получает удовольствие от ее исполнения. Как театральное представление она разворачивается во времени и происходит в специально организованной среде. В аранжированное пространство чайной церемонии входит чайный сад с дорожкой, выложенной камнями, скамьей ожидания и каменной чашей с чистой водой для омовения. Своеобразно устраивается чайный павильон — скромно и продуманно. Особое место в нем занимает чайная комната (тясицу), где и осуществляется церемония. В комнате выделяется «ниша красоты» (токонома) со свитком живописи или каллиграфии, букетом цветов и курильницей для благовоний. Для чайной церемонии тщательно подбирается утварь — котелок, керамический сосуд с чистой водой, чашка, веничек и ложка для чая. Чайная церемония объединяла гостей и незаметно сглаживала различия в статусе или общественном положении. Она превращала участников в приверженцев широких взглядов на систему культурных ценностей, формируя из них единое мирное сообщество. В свою очередь для чайного мастера чайная церемония — это упражнение на развитие навыка постоянного внимания к гостям. Отрепетированные движения, повторяемые снова и снова, позволяют не тратит внимание на приготовление чая. Тело привычно выполняет работу, позволяя мастеру полностью сконцентрироваться на том, чтобы доставить удовольствие гостям.

Путь чая предполагает, чтобы каждый текущий момент времени был отмечен, оценен и оставлен без сожалений. Чай не может оставаться в чайнике до бесконечности, со временем он начинает терять свои качества и становится безвкусным. То же самое происходит и с жизнью, которую пытаются держать взаперти.

JapanStudy.ru - Полезные материалы для изучающих японский язык