Культура и традиции Японии
Традиции и искусство Японии в кратком обзоре от А до Я:
А Б В Г Д Е И К М Н О Р С Т У Ф Х Ц Э Ю Я
Икэбана - искусство растительного дизайна в вазе. Его истоки восходят к середине 6века и связаны с ритуальным подношением цветов божествам буддийского пантеона. Основные стили
икэбана: нагэири ( с использованием высоких узких ваз, в которых цветы располагаются естественным образом), морибана ( с использованием плоских сосудов и специальных металлических подставок с игольчатыми стержнями – кендзан), дзиюбана (с аранжировкой авангардистского типа). Ведущие школы: Икэнобо – первая в истории этого искусства, строго каноничная и традиционная, школа Охара – создательница стиля морибана, несущая на себе влияние европейского искусства и Согецу для которой характерна объемная графическая композиция. Икэбана имеет определенную символику соотношения со временем, сезоном года и событиями. Её ведущими принципами являются простота, асимметрия и кажущаяся незавершенность при глубокой философской обоснованности и проработке деталей композиции.
Инсё резная печать с иероглифами или пиктограммой, оттиск которой служил подписью владельца. Самая древняя из японских печатей была подарком китайского императора и была сделана из золота. Первоначально печати использовалист официальными лицами, а во второй половине эпохи Нара появились личные печати. Теперь ими также отмечали произведения искусства и книги. Печати и письменные принадлежности хранили в миниатюрных коробочках инро, прикрепляя их шнурком к поясу.
Кабуки - вид традиционного театра, возник и сложился в 17-19 веке как театр городского простонародья. Жанр сложился на основе народных песен и танцев. Первоначально все роли в комических сценках из повседневной жизни исполняли женщины, позже, в 17 веке на сцене разрешено появляться только мужчинам. Представления проходят с музыкальным сопровождением оркестра, состоящего из сямисэнов, барабанов, флейт и деревянных колотушек. Часто драма сопровождается пением певца-сказителя гидаю. В репертуар кабуки входят исторические, драматические и бытовые пьесы.
Какэмоно японский свиток с живописью или каллиграфией, висящий в специальной нише токонома. Также, в нише размещали цветочную композицию. Основная часть свитка выполнена на бумаге или шелке, обрамление – из материи. К обоим концам какэмоно присоединены перекладины. К верхней крепился шнурок, с помощью которого вешали работу на стену, нижняя перекладина используется для сворачивания свитка. Какэмоно включает в себя большое разнообразие жанров – пейзаж, стихотворения, буддийские образы, изображения цветов и птиц. Встречаются изображения из двух, четырех и более свитков.
Кандзаси шпилька для волос, традиционное японское украшение прически. Изготавливались из нефрита и агата, дерева, панциря черепахи,также встречались золотые и серебряные украшения. Один из концов декорировался изображениями цветов, животных, бабочек, и мог быть украшен цветами из шелка или колокольчиками или свисающими цепочками, издававшими звук при ходьбе. Кандзаси должны соответствовать социальному положению и возрасту носящего.
Кюдо японское искусство стрельбы из лука. Японский лук несколько больше (1.8-2.5 м) и легче спортивного европейского лука. Рукоять делит лук не пополам, а в пропорции один к двум. Детали лука изготавливаются из дерева и бамбука, тетива – льняная. Стрелы традиционно изготавливались из бамбука с оперением из перьев орла или ястреба, в наши дни чаще используются стрелы из алюминия или углеволокна. Стрельба проводится из положения стоя, с колена или на скаку. Мишень мато бывает двух видов: диаметром 158 см – для стрельбы с дистанции от 55 до90 м, и 36 см –для стрельбы с расстояния 28 м.
Манга - наброски, сделанные экспромтом, ради забавы, чаще всего изображающие необычные и смешные ситуации. Первые упоминания о манга относятся к 12 веку, когда буддийский монах Тоба нарисовал четыре юмористические истории о животных, изображавших людей и о монахах, нарушавших буддийский устав. Огромный вклад в развитие жанра внес Кацусика Хокусай, автор пятнадцатитомного издания «Хокусай манга», где он в свободной манере изобразил образы, увиденные им в реальности или явившиеся плодом его воображения. В крупную отрасль японского книгоиздательства манга превратилась со времен Второй мировой войны, когда она служила пропогандистским целям и финансировалась государством. Традиционно манга печатается в черно-белом цвете и читается справа налево. Темы и жанры манга – самые разнообразные: приключения, романтика, эротика, спорт, ужасы и т.п.
Мандара - сакральный символ в буддизме – модель вселенной в виде диаграммы, изображающей буддийских божеств и иллюстрирующей буддийские представления о мире. Эти символы рисовали на стенах и потолках храмов, выполняли на свитках, которые размещали в священных местах. На композициях могут быть изображены либо группа божеств, либо одно божество. Часто картины представляли сюжеты буддийских вероучений, изображения храмов, святилищ и окружающие их пейзажи.
Мэйдзи исторический период с 1868 до 1912гг., после гражданской войны правление Японией взял на себя император Муцухито. Взойдя на престол, он взял имя Мейдзи («просвещенное правление») , ставшее девизом и названием эпохи. Этот период явился переломным моментом в истории страны. С окончанием эпохи самоизоляции в Японию стали проникать западная культура, наука и технологии. Искусство периода Мэйдзи явилось синтезом национальных и европейских художественных традиций.
Не нашли, что искали? Давайте поищем вместе: